edgeways.ru
|
|
Отв: Прогресс делает людей глупее Пользователь: АП (IP-адрес скрыт) Дата: 28, November, 2012 00:52 Тогда уточните, что Вы имелии ввиду относительно случайности-неслучайности.
С Вашими соображениями относительно первобытных и современных людей трудно согласиться по ряду причин. 1. Первобытный человек обучается выживанию в окружающей среде другими первобытными людьми методом следования (а также импринтинга), то есть непосредственным, некритическим усвоением стандартных навыков, имеющихся в соответственном племени. И усваивает таким образом к моменту половой зрелости ровно то же, что знало до этого все племя. Наблюдения и исследования показали - наборы этих навыков и умений могут воспроизводиться на одном и том же уровне, без каки-либо качественных изменений на протяжении столетий ( а скорее всего - и тысячелетий ) Неизменными остаются как природные условия, так и социальные - первобытные племена чрезвычайно консервативны и иерархичны. Количество вариантов взаимодействий в племени - очень ограничено. Кроме того, все члены племени - лично знакомы, а потому - предсказуемы. Надо единожды установить формат общения с ними. Изменения в племенной иерархии - достаточно редки. Потому весьма стабилен и ограничен и набор стандартных реакций, навыков и умений. В Вашей терминологии - папуасы как "отражали" мир определенным образом пятьсот лет назад, так и "отражают" его таким же образом сегодня, а именно - непосредственно-чувственно. Даже когда на них вешают мобильные телефоны. Они и к ним привыкают, как к некой новой природной данности, в принципе не задаваясь вопросами, что есть эти телефоны в "онтологическом" и технологическом планах. Насколько я понимаю, несмотря на всю интуицию, сам вопрос о возможности управления окружающим миром и создания новых явлений и сущностей, в нем не присутствующих, у первобытных людей не возникает. Таким образом, ум первобытных людей чрезвычайно консервативен и стабилен в смысле его уровня его развития. Грубые расисты-колонизаторы когда-то давно высказались: можно извлечь папуаса из джунглей, но нельзя извлечь джунгли из папуаса. 2. Среда людей цивилизации, наоборот, чрезвычайно подвижна и изменчива. Социальный мир находился и находится в постоянном движении. Число вероятных вариантов взаимодействий в нем - порядково больше, чем в "дикой природе", а неудачи в этих взаимодействиях воспринимаются людьми чрезвычайно остро, вплоть до ощущения "социальной" или "личностной смерти". Иерархия - очень сложная, вариантов расположения социальной пирамиде - очень много, плюс большая социальная подвижность - порядково большая, чем в первобытном племени. Потому несмотря на редкость ситуации прямой угрозы жизни, современные люди все равно страдают от множества различных страхов и тревог, а любой страх, как известно, сводится к страху смерти. Таким образом, как раз человеку цивилизации уже и после стадии детского обучения и воспитания приходится постоянно изобретать для себя что-то новое и неизвестное, так как в детском периоде человека нельзя обучить всем возможным видам взаимодействий, а тем более тем, которые наступят лишь когда-то в будущем. |