edgeways.ru
Список форумов
Пятый угол
Неформат в обычном смысле. (архив) 
Парадигмы как общепризнанные образцы
Аватарка Пользователь: Аврум (IP-адрес скрыт)
Дата: 25, August, 2010 18:25

Мне кажется,что случай maystre (либо гуманитарий либо самоучка,не
прошедший курс дрессировки,описанный у Куна) См. ссылку:
[www.psylib.ukrweb.net]
3. Парадигмы как общепризнанные образцы
Парадигма как общепризнанный образец составляет центральный элемент того, что я теперь считаю самым новым и в наименьшей степени понятым аспектом данной книги. Поэтому именно образцы требуют здесь большего внимания, чем другие компоненты дисциплинарной матрицы. Философы науки обычно не обсуждали проблемы, с которыми сталкивается студент в лабораториях или при усвоении учебного материала, все это считалось лишь практической работой в процессе применения того, что студент уже знает. Он не может, говорили философы науки, решить никакой проблемы вообще, не изучив перед этим теорию и некоторые правила ее приложения. Научное знание воплощается в теории и правилах; проблемы ставятся таким образом, чтобы обеспечить легкость в применении этих правил. Я попытался доказать тем не менее, что такое ограничение познавательного содержания науки ошибочно. После того как студент уже решил множество задач, в дальнейшем он может лишь усовершенствоваться в своем навыке. Но с самого начала и еще некоторое время спустя решение задач представляет собой способ изучения закономерности явлений природы. В отсутствие таких образцов законы и теории, которые он предварительно выучил, имели бы бедное эмпирическое содержание.

Чтобы показать, что я имею в виду, я позволю себе кратко вернуться к символическим обобщениям. Одним из широко признанных примеров является второй закон Ньютона, обычно выражаемый формулой F=ma. Социолог или, скажем, лингвист, которые обнаружат, что соответствующее выражение сформулировано в аподиктической форме и принято всеми членами данного научного сообщества, не поймут без многих дополнительных исследований большую часть того, что означают выражения или термины в этой формуле, и то, как ученые сообщества соотносят это выражение с природой. В самом деле, тот факт, что они принимают его без возражений и используют его как средство, посредством которого вводятся логические и математические операции, еще отнюдь не означает сам по себе, что они соглашаются по таким вопросам, как значение и применение этих понятий. Конечно, они согласны по большей части этих вопросов; если бы это было не так, это сразу бы сказалось на процессе научного общения. Но спрашивается, с какими целями и применением каких средств они достигли этого согласия. Каким образом научились они, столкнувшись с данной экспериментальной ситуацией, подбирать соответствующие силы, массы и ускорения?

Хотя на этот аспект ситуации редко обращают внимание или вообще не обращают, практически студенты должны изучить даже нечто еще более сложное. Дело вовсе не в том, что логические и математические операции применимы прямо и непосредственно к выражению F=ma. Это выражение при ближайшем рассмотрении оказывается как бы законом-схемой. По мере того как студент или ученый-исследователь переходят от одной проблемной ситуации к другой, символическое обобщение, к которому применяются такие операции, меняет свою прежнюю форму. Для случая свободного падения F=ma приобретает вид:mg=md^2(s)/dt^2 . Для простого маятника оно преобразовывается в формулу:mgsin(i)=-mld^2(s)/dt^2 . Для пары взаимодействующих гармонических осцилляторов записываются два уравнения; первое из них имеет вид:

.

A для более сложных ситуаций, таких, как гироскоп, оно принимает и другие формы, производный характер которых по отношению к равенству F=ma раскрыть бывает еще труднее. Однако, научившись идентифицировать силы, массы и ускорения в разнообразных физических ситуациях, не встречавшихся прежде, студент учится также строить определенный вариант формулы F=ma , посредством которой различные ситуации соотносятся между собой; часто вариант, с которым он сталкивается, не имел ранее никакого точного эквивалента. Каким же образом в таком случае студент учится такому применению?

Ключ для решения этого вопроса дает явление, хорошо известное как студентам, так и историкам науки. От первых регулярно можно услышать, что они прочитали насквозь главу учебника, поняли досконально все, что в ней содержится, но тем не менее затрудняются в решении ряда задач, предлагаемых в конце главы. Обычно эти трудности разрешаются одним и тем же способом, как это происходило в истории науки. Студент находит с помощью или без помощи своего инструктора способ уподоблять задачу тем, с которыми он уже встречался. Усмотрев такое сходство, уловив аналогию между двумя и более различающимися задачами, студент начинает интерпретировать символы и сам приводить их в соответствие с природой теми способами, которые еще раньше доказали свою эффективность. Скажем, формула закона F=ma функционировала как своего рода инструмент, информируя студента о том, какие существуют аналогии для нее, обозначая своего рода гештальт, через призму которого следует рассматривать данную ситуацию. Формирующаяся таким образом способность видеть во всем многообразии ситуаций нечто сходное между ними (как отправные точки для F=ma или какого-либо другого символического обобщения) представляет собой, я думаю, главное, что приобретает студент, решая задачи-образцы с карандашом и бумагой или в хорошо оборудованной лаборатории. После того как он выполнил определенное число таких задач или упражнений (это число может сильно меняться в зависимости от его индивидуальных особенностей), он смотрит на ситуации уже как ученый, теми же самими глазами, что и другие члены группы по данной специальности. Для него эти ситуации не будут уже больше такими же, как те, с которыми он имел дело, приступая к выполнению учебных заданий. Теперь он владеет способом ВИДЕНИЯ, проверенным временем и разрешенным научной группой.


Если ты хочешь понять что-либо,узнай,как оно возникло.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Научная несостоятельность "законов сохранения" . maystre 20.08.2010 09:03
Научная несостоятельность maystre SalvadoR 20.08.2010 10:49
Отв: Научная несостоятельность maystre Ал.Незванов 20.08.2010 11:31
Отв: Научная несостоятельность maystre(td) maystre 23.08.2010 08:40
Отв: Научная несостоятельность maystre Adrian Pontius August 23.08.2010 13:10
Отв: Научная несостоятельность maystre(tu) Pirx 23.08.2010 15:24
Отв: Научная несостоятельность maystre maystre 23.08.2010 08:37
Отв: Научная несостоятельность "законов сохранения" . ilyas xan 20.08.2010 15:17
Отв: Научная несостоятельность "законов сохранения" .(tu)(td)(tu)(tu) LUPUS 20.08.2010 15:54
Отв: вы бы "нофохронологию" sezam 20.08.2010 16:00
ах да... LUPUS 20.08.2010 16:40
Отв: Правильно. sezam 23.08.2010 12:35
Отв: Научная несостоятельность "законов сохранения" . maystre 23.08.2010 08:41
никаких возражений LUPUS 23.08.2010 12:03
Отв: Лупус - мастер, sezam 23.08.2010 12:37
Отв: Лупус - мастер, maystre 23.08.2010 12:52
Отв: пордонн (-) sezam 23.08.2010 14:43
[adm] Вcё понятно SalvadoR 21.08.2010 12:25
Отв: Всё, дальше можно не читать... Владимир Илюшенко 23.08.2010 13:53
Отв: Всё, дальше можно не читать... maystre 24.08.2010 10:00
Я попытаюсь пойти "от обратного" . maystre 24.08.2010 14:22
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . Владимир Илюшенко 24.08.2010 22:28
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . maystre 25.08.2010 13:14
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . Владимир Илюшенко 26.08.2010 08:06
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . maystre 27.08.2010 09:42
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . ilyas xan 29.08.2010 21:57
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . maystre 31.08.2010 08:40
Отв: Я попытаюсь пойти "от обратного" . ilyas xan 09.09.2010 16:08
Отв: Всё, дальше можно не читать... Владимир Илюшенко 24.08.2010 22:19
Отв: Всё, дальше можно не читать... maystre 25.08.2010 10:36
Отв: Всё, дальше можно не читать... ilyas xan 25.08.2010 20:56
Парадигмы как общепризнанные образцы Аврум 25.08.2010 18:25
Отв: Парадигмы как общепризнанные образцы maystre 27.08.2010 09:41
Отв: Не то Вы учили... :-) Palex 29.08.2010 10:50
Отв:"Научная несостоятельность" псевдонаучных "теорий" пр... Молотов* 09.09.2010 02:49
"Друзья Тувы" и академика Велихова Молотов* 09.09.2010 03:08
Мне пришёл в голову ещё один хороший пример . maystre 12.09.2010 10:41
Отв: Мне пришёл в голову ещё один хороший пример . Andrew VK 12.09.2010 11:09
Отв: Мне пришёл в голову ещё один хороший пример . maystre 13.09.2010 13:34
Отв: Мне пришёл в голову ещё один хороший пример . Andrew VK 13.09.2010 13:39
Отв: Мне пришёл в голову ещё один хороший пример . maystre 14.09.2010 11:45
Отв: Мне пришёл в голову ещё один хороший пример .(tu) Andrew VK 14.09.2010 12:48
Отв: Мне пришёл в голову ещё один хороший пример . maystre 15.09.2010 10:03
вы дурак LUPUS 17.09.2010 01:25
подсказка: nick 17.09.2010 02:50


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 20

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe