edgeways.ru
|
|
Отв: 2. Арабские свидетельства о Сфинксе Пользователь: АнТюр (IP-адрес скрыт) Дата: 10, February, 2011 14:59 2. Арабские свидетельства о Сфинксе
Свидетельство Ибн Джубайр, поэта из Гранады о Великих пирамидах и Сфинксе относится к 1183 году. «Вблизи этих пирамид на расстоянии полета стрелы находится странная фигура из камня, которая возвышается как башня, с человеческими чертами, устрашающего вида; лицо ее повернуто к пирамидам, а спина - к югу, к истокам Нила; это - Абу-л-Ахвал» [Ибн Джубайр]. В примечании к тексту араба отмечено: «Абу-л-Ахвал - букв. «отец ужаса» - сфинкс. B общий комплекс гизехских пирамид органически входит свободно стоящее скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хафра». Странно, но то, что в свидетельстве араба ориентация Сфинкса не соответствует его сегодняшнему положению (лицо его смотрит на восток), никак не прокомментировано. Описание Сфинкса поэтом Ибн Джубайр лаконично и «не поэтично». Зато ученый Абд ал-Латиф (1162-1231 годы) создал именно поэтический образ Сфинкса. «У этих пирамид, на расстоянии [чуть] больше, чем полет стрелы, находится изображение головы и шеи, торчащее из земли, [и оно имеет] колоссальный размер. Народ называет его Абу ал-Хаул (Сфинкс). Говорят, что тело его зарыто в землю, и измерения показывают, что [длина] тела в соответствии с [размером] головы, составляет семьдесят локтей и даже больше. На лице его румянец. Краска, [которой оно покрыто], - алого цвета, сияет свежим блеском. Оно приятное и миловидное, почти красивое. Абу ал-Хаул как будто улыбается и ухмыляется. Один достойный человек спросил меня, что самое удивительное из того, что я видел [в Египте]. И я сказал: «Пропорциональность лица Абу ал-Хаула». Действительно, части его лица - нос, глаза, уши - [настолько же] пропорциональны, насколько пропорциональными делает формы природа. Воистину, нос ребенка, например, подходит ему и красив на его [лице]. А если бы этот нос был на [лице] мужчины, он был бы там безобразен. Точно так же, если бы нос мужчины был на [лице] мальчика, он бы сделал его уродливым. И так же все остальные части [лица]. Каждая часть должна [своим] видом и величиной быть соразмерна с определенным образом и соответствовать ему. Если же соответствия нет, образ будет обезображен. Удивительно то, как смог ваятель соблюсти пропорциональность частей [его лица] при их огромных размерах.» [Абд ал-Латиф]. Свою книгу араб закончил в 1204 году. В словарной статье [Great Sphinx of Giza] справочника пересказано свидетельство египетского историка ал-Макрези (1364-1441 годы) об обстоятельствах потери Сфинксом своего носа. «The Egyptian Arab historian al-Maqrīzī, writing in the 15th century AD, attributes the loss of the nose to iconoclasm by Muhammad Sa'im al-Dahr, a Sufi Muslim from the khanqah of Sa'id al-Su'ada. In AD 1378, upon finding the Egyptian peasants making offerings to the Sphinx in the hope of increasing their harvest, Sa'im al-Dahr was so outraged that he destroyed the nose, and was hanged for vandalism. Al-Maqrīzī describes the Sphinx as the «talisman of the Nile» on which the locals believed the flood cycle depended.». Со свидетельствами арабов все вполне определенно. Абд ал-Латиф видел и описал нос Сфинкса незадолго до окончания написания своей книги (1204 год). Во время написания ал-Макрези (1364-1441 годы) своего труда (не ранее конца 14 века) носа у Сфинкса уже не было. В соответствии с источниками, которыми пользовался этот историк, нос был отбит в 1378 году. |