edgeways.ru
|
|
Евреи-козаки Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 03, July, 2012 21:35 ДОКУМЕНТЫ, ИЗВЪСТІЯ И ЗАМѣТКИ.
Евреи-козаки въ нач. XVII в. Подъ этямъ заголовкомъ въ еженедѣльной газетѣ «Русскій Еврей» 1880 г., № 9, г. А. Гаркави напечаталъ нижеслѣдующій отрывокъ изт. еврейской книги—«Вопросы и отвѣты раввина Іоиля Серкесеа», изданной: въ 1697 г., въ Франкфурт на Майнѣ. «Л* 57. Господинъ Іосифъ, Мойсеевъ сынъ, далъ свидѣтельское показаніе по нѣмецки такого содержанія»: «Насъ было одиннадцать домохозяевъ, служившихъ въ войскѣ. Еврей же Бераха, сынъ святаго (т. е. мученика) Арона изъ Ташвицъ (Тышовце, Тузготее, люблинской губ.?), служившій на трехъ лошадяхъ, выскакалъ два-три раза къ московскому войску, какъ это обычно на войнѣ. Но москвитяне одолѣли, и еврей отскочилъ назадъ и изъ лѣсу стрѣляли ему вслѣдъ. Я видѣлъ, какъ ладунка (Іайипек, патронъ) воткнулась ему въ спину, какъ онъ палъ на сѣдло, и желая держаться за лошадиную гриву, онъ шатался туда и сюда и лошадь понесла его по дорогѣ, но я не видѣлъ его во время бѣгства нашего войска. Во время его паденія на лошадь дымъ выступилъ у него изо рта; я находился тогда близко отъ него. Затѣмъ мы бѣжали вслѣдъ за войскомъ, тогда я уже видѣлъ его лошадь безъ всадника, а сѣдло висѣло криво; я же хорошо зналъ его лошадь. Вслѣдъ затѣмъ военачальнпкъ приказалъ собрать разсѣянное войско посредствомъ барабаннаго боя и народъ началъ разговаривать про войну. И многіе козакн говорили: О, Боже, какъ жалко, что рыцарь еврей Бераха такъ плачевно скончался, онъ былъ разрубленъ и расколотъ бердышами и т. д. На слѣдуюіцій день, козаки иобпли ыосквитянъ и забрали добычу, между нрочимъ также лошадь и шляпу, которыя я хорошо зналъ и его мечъ, который ве былъ мнѣ знакомъ хорошо. Сотнпкъ нашъ захотѣлъ получить вещи Берахи, а десяти и къ также иожелалъ ихъ, и они судились предъ коломъ (громадой). И десятнпкъ говорилъ: «я имѣю больше права на эти вещи, ибо въ то время, когда трупы нашихъ убитыхъ были сожигаемы, я своей рукой раздѣлъ означеннаго Бераху и предалъ его огню»; и онъ представилъ много козаковъ свидѣтелями, что онъ (десят.) втащалъ трупъ Берахи въ домъ, гдѣ онъ его сжегъ. Вслѣдствіе этого вещи Берахи были присуждены десятнику. Послѣ того я слышалъ также отъ козака ію имени Хведеръ (Ѳедоръ), который затѣмъ сдѣлался священникомъ въ Кіевѣ, какъ онъ ненарочно разсказалъ о своемъ присутствіи при сожженіи тѣла Берахи упомянутымъ десятникомъ. Я знаю также хорошо, что больше одного еврея иодъ именемъ Бераха въ нашемъ войскѣ не было и т. д. По нрошествіи нѣсколыгихъ недѣль многіе козаки пзъ войска Наливайки разсказывали также ненарочно о геройсгвѣ Берахи и обстоятельствахъ его смерти.—Вотъ сущность показами упомянутаго свидѣтеля, который распространился въ свадмъ разсказѣ предъ судомъ въ Флоряновѣ, въ понедѣльнвкъ, 5-го мѣсяца Кислевъ 374-го года (1613 по Р. X.); и это было прислано ко мнѣ для того, чтобъ я высказалъ ему мнѣніе по этому вопросу». Къ приведенному документу, г. Гаркави дѣлаетъ слѣдующее поясненіе: «Раввинъ Іоиль Яфа, прозваніемъ Серкесъ, занималъ должность раввина сперва въ разныхъ мелкнхъ городахъ въ Польшѣ и Литвѣ, затѣмъ онъ былъ иризванъ въ Брестъ-Литовскъ... Вопросъ о козакѣ Берахѣ былъ адресованъ къ нему во время нребыванія его въ Брестѣ.—Самъ вопросъ состоялъ въ томъ, достаточно ли но еврейскому закону ноказаніе еврея-козака Іосифа о смерти другого еврейскаго козака Берахи для того, чтобъ вдовѣ послѣдняго было дозволено вторично встуиить въ бракъ». Къ сему г. Гаркава добавляете «пзъ того обстоятельства, что свидѣтель не нашелъ нужнымъ объяснить, какимъ образомъ онъ самъ, Бераха и остальные евреи попали въ козацкое войско, а говорить мпмоходомъ: «насъ было въ войскѣ одиннадцать», можво заключить, что фактъ этотъ не былъ единичнымъ и что отбываніе евреями военной повинности въ натурѣ было тогда обычнымъ явленіемъ, о которомъ не считали нужнымъ распространяться» |