edgeways.ru
|
|
Отв: Геракл и... "указующий перст" (продолжение 2) Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 17, December, 2011 22:29 В изображении Геракла можно выделить несколько основных тем:
► Геракл в младенчестве со змеями в руках, ► Геракл в юности и обычно с палицей, ► Геракл - зрелый бородатый муж и с палицей, ► Геракл совершает 12 подвигов. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет Геракл-младенец, держащий в руках змей, т.к. мотив довольно необычен и устойчив. Кроме того он был чрезвычайно популярен вплоть до эпохи Ренессанса. Примеры изображений Геракла-младенца со змеями в руках: Существовала легенда о заползших в колыбель Геракла змеях, которых он схватил и побежал душить. Особо уточняется, что в каждой руке ребёнка было по змее. В чём притягательность этой сцены, ведь богоравный герой для того и родился, чтобы совершать подвиги?.. Но если обратиться к предыстории и прообразу, то становится понятна столь высокая популярность Геракла-младенца со змеями в руках - речь конечно же о древнеегипетском младенце-Горе, которого по-гречески звали Харпократ. В Древнем Египте - по аналогии с изображениями Геракла-младенца - были популярны так называемые "циппи Гора", представлявшие собой стелы или амулеты с изображением божественного младенца, держащего в руках змей и других опасных животных. Магические тексты и заклятия на циппи говорят о назначении - египтяне их использовали в качестве защиты своих детей от смертельных укусов и болезней. Специальная конструкция "циппи Хора" позволяла применять его и для нужд взрослых членов семьи - стелу поливали водой, а затем собирали стекавшую воду, которая после этой процедуры считалась целебной. Наиболее известной является "стела Меттерниха" (фрагмент): Увеличенный фрагмент: Другие примеры "циппи Гора": Последние примеры демонстрируют постепенное упрощение стел - объём текста неуклонно сокращается, второстепенные детали не воспроизводятся. Причина - в переходе от единичных образцов к массовому производству, что в свою очередь означало рост уровня жизни в Египте и неизбежную демократизацию отправления культов. Магические стелы и амулеты могли себе позволить широкие слои населения, которые были не столь требовательны к скрупулёзному следованию канонам, в отличие от жрецов. Совершенно очевидно - в какой-то момент упрощённый вариант стелы получил мифологическое обоснование, что закрепило образ ребёнка, держащего в руках змей. И в последующие времена уже следовали легенде, а не забытому жреческому канону. Это объясняет феномен постепенной утраты понимания символики и отходу от древних культурных традиций, хранимых высшей кастой жрецов Египта. Забыли в том числе и домашнего бога Беса, чья голова красуется над Харпократом. Очевидно, кто-то принял её за морду льва, и появилась одна из необычных традиций изображать Геракла, как бы помещённого в львиное чрево: Вместе с традицией появилась и соответствующая легенда о юном Геракле: "Будучи еще юношей, Геракл убил грозного киферонского льва, жившего на вершинах гор. Юный Геракл напал на него, убил и снял с него шкуру. Эту шкуру надел он на себя, накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, Лапами он связал ее у себя на груди, а шкура с головы льва служила ему шлемом". [anc-greece.narod.ru] Далее рассмотрим другие варианты изображения Харпократа... Вложения: Cvet021.jpg (106.7kB) Metternich_02.jpg (31.2kB) Metternich_01.jpg (354.6kB) heru-stl.jpg (376.6kB) |